головнановинипошукредакціяконтакти
пошук по сайту
Языковая личность и постсоветское пространство
Автор: Комахидзе Роланд
Грузия, Батуми

Языковая личность и постсоветское пространство

Не будет преувеличением сказать: никогда еще в человеческой истории человек не был такой загадкой для самого себя, как в наши дни...
И.В.Василенко

"Лингвистический бум", которым ознаменовался конец XX ст., закономерно привел к пересмотру социокультурного контекста и условий формирования языковой личности. Доминирующим становится антропоцентрический подход к анализу языковых фактов. Центральными языковедческими проблемами стали "человек в языке и язык в человеке". Осмысление феномена человека потребовало осмысление феномена homo loquens – «человека говорящего».
Большой вклад в исследование проблемы языковой личности внесли: Й.Вейсгербер, А.А.Леонтьев, Н.Д.Арутюнова, М.Бубер, В.А.Маслова. В работах последнего времени общепризнанным стал тот конструкт языковой личности, который разрабатывается Ю.Н.Карауловым: «Структура языковой личности представляется состоящей из трех уровней: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком...; 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную «картину мира», отражающего иерархию ценностей...; 3) прагматического, включающего цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире». Под языковой личностью автор понимает человека, обладающего способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью». Он справедливо отмечает также, что концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя типами коммуникативных потребностей (контактоустанавливающей, информационной и воздействующей) и тремя сторонами процесса общения (коммуникативной, интерактивной и перцептивной), подчеркивая при этом, что речь идет о коммуникативно-деятельностных потребностях личности.
Анализируя прагматический уровень языковой личности, Ю.Е.Прохоров выделяет: национально-детерминированные (при всей их межкультурной релевантности) принципы, конвенции, стратегии и правила общения. которые реализуются на базе прагматических пресуппозиций, включающих национально-определенный набор общих фоновых знаний, в том числе и представлений о контексте. Третьим вектором прагматического уровня можно считать национально-детерминированные ценностные характеристики прагматического контекста.
Многовекторность прагматической составляющей речевого общения естественно приводит исследователей к ее рассмотрению в пространственных параметрах. «Как известно, в процессе общения с помощью языка на первый план выступает субъект речевых действий, определяющий и очерчивающий некое прагматическое коммуникативное пространство. Прагматическим пространством языка образно назовем ту обширную зону, где язык фиксирует многообразные отношения говорящего к действительности, и пользующийся языком в процессе коммуникативной деятельности а) называет, б) указывает, в) выражает эти отношения, а адресат воспринимает и истолковывает эти смыслы» (Формановская).
Под коммуникативным пространством Ю.Е.Прохоров понимает совокупность сфер речевого общения, в которой определенная языковая личность может реализовать, в соответствии с принятыми в данном социуме языковыми, когнитивными и прагматическими правилами, необходимые потребности своего бытия.
Понятие языковой личности коррелирует с понятием личности как члена социальных структур, поэтому изменение социальной структуры общества приводит к изменениям личности языковой, лишает ее привычного средства самореализации и самопонимания. Резкое изменение коммуникативного пространства произошло после того, как в Беловежской пуще было заключено соглашение о распаде СССР, перестала существовать одна из величайших держав мира. Не касаясь ошибок и иллюзий социалистического строя, не перечисляя всех аспектов общественно-политической жизни, которые претерпели реорганизацию, мы бы хотели остановиться на изменениях языковой среды, на проблемах преподавания, функционирования...


Звернутися до повного тексту статті  |  Звернутися до версії для друку
Оцінка змісту статті:
Ваша суспільна належність:
Архів
Новини
Увага! Щоби дізнатися, які статті з'являться наступного тижня, натисни тут.
Опитування
Як Ви оцінюєте наш сайт?



LiveInternet