головнановинипошукредакціяконтакти
     Рік: 2007   Число: #1(22)
пошук по сайту
"Украинская фемида" К. Гамсахурдиа в контексте современного диалога украинской и грузинской литератур и культур
Автор: Исакадзе-Kротенко Ираида
доктор филологических наук, профессор Кутаисского государственного университета им. А. Церетели, заведующая департаментом славистики (Кутаиси, Грузия)

"Украинская фемида" К. Гамсахурдиа в контексте современного диалога украинской и грузинской литератур и культур

Грузино-украинский диалог литератур и культур имеет давнюю многовековую традицию. Начиная с 90-х годов XX века этот диалог приобрёл качественно новый теоретический и историко-культурологический характер, новый уровень взаимоотношений. Каждая из литератур и культур двух единоверных братских народов обрела статус самостоятельности и национального самоопределе¬ния, получила возможность взаимообщения на равных, без посредничества русской теоретической методологии. Русская классическая литература внесла неоценимый вклад в художественную литера¬туру и культуру мира. Никто не оспари¬вает великих достижений русской литературы и ее влияния на многонациональные литературы бывшего Союза. С этих позиций в компаративистике необходим пересмотр произведений советской эпохи, сыгравших существенную роль в подготовке данного диалога. Сегодня такой диалог ещё более актуален, так как показывает культурный, теоретический и художественный вклад инонациональных литератур в общий контекст мировой литературы. Эту задачу будущего определил В. Хализев, указав, что "история всемирной литературы" явит собою исследование, которое суммирует многовековой куль¬турный опыт разных народов, стран и регионов. В этом процессе грузинская и украинская литературы займут подобающее им место. Современная тенденция синтеза гуманитарных наук в решении конкретных задач объясняется тем, что культурология, историография и другие гуманитарные науки создадут ту методологическую базу, которая обогатит, интегрирует факты истории, культуры и литературы в новую деидеологизированную литературоведческую реальность; поменялись векторы отношений; запрещенные авторы стали достоянием исследований, советские –отошли от сферы литературоведческого интереса, в лучшем случае – им уделяется место историко-функционального плана в литературе XX века. Такое отношение наблюдается в грузинской, украинской и других литературах постсоветского пространства. Исходя из предпосылки о существовании двух типологически противоположных эпох, открытых и закрытых, делается попытка наметить на историко-культурном фоне тенденции исследования раннего очерка известного грузинского писателя К. Гамсахурдиа "Украинская Фемида" в ракурсе эпохи 30-х годов – времени написания произведения, по возможности определить место и роль очерка в его творческой судьбе, в исто¬рии грузинской литературы, грузино-украинских связях в контексте означенного диалога. Такой комплексный взгляд на предлагаемую проблему прольет свет на замалчиваемые, недостаточно проанализированные моменты произведения. Объективный и исчерпывающий анализ "Украинской  Фемиды" в её историко-типологическом плане не представляется возможным в пределах небольшой статьи: мы не ставим перед собой подобной задачи.
Определенная трудность при решении этой задачи заключается в том, что ещё не написаны истории грузинской и украинской литератур XX века в полном объеме разнонаправленных отношений, течений, школ и индивидуальных творческих исканий, существует неоднозначный подход и к освещению литературы 30-х го¬дов. До сих пор дискуссионным остается определение термина "культура". Социально-политическое устройство страны той эпохи нередко соотносится с духо¬вным существованием писателя, его творческим потенциалом, искажается или вовсе игнорируется  художественный фонд литературы 30-х годов. Необходимо отметить исследования по истории грузинской литературы XX века (А. Николеишвили, Р. Хведелидзе), исследование по украинской поэзии 20–З0-х годов ХХ века (М. Жулинский и др.), но это лишь предварительные работы. Украино-грузинская компаративистика еще ждет своих исследователей, свободных от груза догматизма социологического литературоведения. В истории литературы 30-х годов явно превалирует процесс подавления самоценности творческой личности, особенно инонациональной. Используя компромисс, делая небольшие уступки властям, К. Гамсахурдиа доносит до читателя свое отношение к актуальным проблемам времени, национальному самоопределению, национальным традициям грузинского и украинского народов и их месту в истории мировой культуры и литературы. Написание грузинским автором произведения подобного рода в годы репрессий можно определить как акт гражданского подвига.
Знание пр...


Звернутися до повного тексту статті  |  Звернутися до версії для друку

Скачати файл в форматі PDF
Оцінка змісту статті:
Ваша суспільна належність:
Архів
Новини
Увага! Щоби дізнатися, які статті з'являться наступного тижня, натисни тут.
Опитування
Як Ви оцінюєте наш сайт?



LiveInternet